Verification: 39146f4d5e6792f0
 

ТЕНДЕРЫ
Противодействие мошенничеству
на закупках

Кейс: крупная транспортная компания
Варианты мошенничества
1
Внешнее
сотрудники организации, по отношению к которому совершались действия, приведшие к финансовым потерям, в них не участвовали и не были о них осведомлены.

Индивидуальное
Пример: Замена товаров на более дешевые аналоги, без указания такой подмен

Групповое
Пример: Подставной конкурс
2
Внутреннее
Внешние организации не вовлечены в схемы.

Индивидуальное
Пример: воровство

Групповое
Пример: фиктивное списание активов с последующей их реализацией.
3
Сговор
Когда вовлечены и сотрудники компании и сотрудники подрядчика.
Например, завышение объемов работ в смете с их последующей приемкой.
Факторы выявления мошенничества
Служба внутреннего аудита
Управление рисками мошенничества
Мониторинг подозрительной деятельности
Служба корпоративной безопасности
Анализ данных (дата аналитика)
Ротация персонала
10000+
Общий парк транспортных средств


Международная компания, различный профиль бизнеса – грузовые перевозки, курьерские перевозки (в том числе «последняя миля»), аутсорсинг техники
Исходный запрос
Оптимизация затрат на ремонт техники
Проверка ходимости шин, слив топлива
Контроль сервисного обслуживания
Выявление аномальных ситуаций
Масштабирование
Ансамбль моделей
Расход материалов
Трудозатраты
Объем работ
Закупки
КУЛЬТУРА ВОЖДЕНИЯ
При анализе использования расходных средств выявилось странное поведение закономерностей. Был проведен углубленный анализ в разрезах:
Транспортное средство
Водитель
Автосервис
Уже на этом этапе были получены определенные аномальные тенденции
Масштабирование проекта
Построенные модели по расходным материалам были перенесены на остальные запчасти.
Сложность представлял расчет среднего срока службы узла в рамках каждой марки автомобиля. Простой статистический расчет давал некорректную информацию.

В дальнейшем этот подход был перенесен и на закупки.
Финальная конфигурация
Распознавание документов, приведение к единому формату, сохранение в БД.
Два потока – ремонт и закупки, т.е. заказ-наряды и товарные спецификации.
Проверка поступающих документов на достоверность, вывод резюме по документам.
В случае заказ-нарядов – инспекторам на переговоры, в случае закупок рекомендации по выбору предложения.
Реализована система обработки обратной связи
(дообучение моделей).
Признаки по контрагентам
Был выделен набор из 8 признаков

Пример: Рулевая рейка выходит из строя с определенной частотой. Если в каком-то из сервисов частота ремонтов именно этой детали превышает среднюю, это повод "присмотреться" к сервису внимательнее
Признаки по закупкам
Был выделен набор из 10 признаков.

Пример: Стандартный признак - аффилированность учредителей участников. Неценовая победа - повод "присмотреться" внимательнее к прошедшему конкурсу
Ресурсы и сроки
8 месяцев
Срок проекта
1 2 человек
Задействовано в проекте
Результат внедрения
30%
от общего количества закупок были признаны мошенническими
в 5 раз
Сокращено количество инспекторов
на 15%
Суммарно затраты на ремонт сокращены
+
Расторгнуты отношения с некоторыми подрядчиками